Смех, болтовня и хлопки от вылетающих из бутылок шампанского пробок составили шикарный саундтрек к VIP-предпросмотру S.E.A. Focus, новомодной художественной ярмарки в Сингапуре, которая завершила своё «второе издание» в прошлое воскресенье. Ярмарка, проходившая в чистом кондиционированном центральном зале специального сингапурского района искусств Гиллман Барракс, привлекла внимание посетителей со всей Юго-Восточной Азии и послужила предельно ясным подтверждением стремления города-государства стать региональным центром искусства.
Действительно, точно так же, как прекрасно ухоженные сингапурские древесные пологи, интимная и изящная художественная ярмарка — или «платформа» (термин, предпочитаемый ее организаторами) — не была просто счастливой случайностью. Это продукт тщательно скоординированных усилий правительства Сингапура по развитию искусства. Коммерческая платформа, которая фокусируется на современном искусстве Юго-Восточной Азии, стала играть все более важную роль после внезапной отмены в прошлом году Art Stage Singapore, ранее самой известной художественной ярмарки в регионе.
«Люди из нашего региона больше доверяют аукционным домам, когда дело доходит до покупки произведений искусства, даже предметов старины», — говорит Эми Ю, директор STPI - Creative Workshop & Gallery, которая организует S.E.A. Focus. — Sotheby's и Christie's играют невероятно огромную роль на нашем рынке. В течение многих лет мы пытались как-то откалибровать эту ситуацию. Но теперь, когда Art Stage больше нет с нами, мы надеемся, что сможем внести свой небольшой вклад».
По сравнению с другими заметными рынками искусства в регионе, такими как Индонезия и Гонконг, рынок в Сингапуре относительно невелик. Город-государство не сумело привлечь или сохранить международные галереи так, как Гонконг, несмотря на значительные государственные инвестиции. Но Ю надеется, что S.E.A. Focus может превратиться в художественный центр всего юго-восточного азиатского региона, особенно в текущий момент, когда Гонконг страдает от политических потрясений и рецессии.
«Мы надеемся не только вывести искусство Юго-Восточной Азии на передний план, но и объединить всех через платформу, которая может донести наше сообщение внешнему миру», — говорит она.
Инициатива сверху
По сравнению с Art Stage, где в 2018 году приняли участие около 100 дилеров, S.E.A. Focus небольшая, в 2020 году на ней было всего 20 экспонентов. Но благодаря её преданным сторонникам, она, вероятно, переживёт другие региональные ярмарки, которые с трудом оставались на плаву в последние годы.
Национальный совет искусств Сингапура, который играет ключевую роль в культурном развитии города-государства, помогает финансировать ярмарку. Организатор STPI Gallery также поддерживается правительством, занимая заметное место в Гиллман Барракс и покрывая около 25-30 процентов своего годового бюджета за счет государственных средств. Наряду с продолжающимся Сингапурским биеннале, выставка является центральным событием Сингапурской недели искусства 2020 года, также поддерживаемой властями.
Действительно, Сингапур — бывшая британская колония, а затем часть Малайзии, не имевшая независимости до 1965 года — относится к искусству серьезно. Как отметила в своём выступлении на вернисаже ярмарки министр культуры, сообщества и молодежи Сингапура Грейс Фу, искусство помогает определить национальную идентичность. Миссия ярмарки — «открывать, больше ценить и лучше понимать искусство и художников Юго-Восточной Азии» — соответствует официальному четырехлетнему плану правительства в области искусства, который нацелен на то, чтобы Сингапур стал мировым центром для изучения, создания и покупки произведений искусства.
И хотя инициатива исходит сверху, реализация её ложиться на плечи отдельных людей. «Мы являемся действительно хорошим примером государственно-частного партнерства», — говорит Ю, которая впервые посетил Сингапур в 1996 году и переехал в Город Льва из США в 2001 году. — С точки зрения неместной, это довольно необычно. И в принципе возможно только потому, что это маленький город-государство».
Этому также способствуют стабильные экономическая и политическая ситуации в Сингапуре, залогом которых служат успешные банковский, биотехнологический и энергетический сектора. «В свете того, что происходит сегодня во всем мире, правительство Сингапура даёт нам стабильность и уверенность в том, что мы можем продолжать двигаться вперед», — говорит Ю. — Мы должны быть проницательными, принимать добро и пользоваться им».
Юго-Восточная Азия в фокусе
Интимное «второе издание» S.E.A. Focus привлекло внимание галеристов из разных городов, от Нью-Йорка и Берлина до Пекина и Сеула. Единственное, что их объединяло, это их приверженность общему направлению искусства — все они представляли работы художников, которые имеют тесные связи с Юго-Восточной Азией.
Результатом стала изящная и непростая ярмарка, состоящая в основном из одиночных или парных презентаций современного искусства региона. Галерея «Явуз» организовала персональную презентацию сингапурского художника Люка Хэна; STPI представила тайского художника Пинари Санпитака и индонезийца Мелати Сурыодармо; Vitamin Creative Space, у которой есть пространства в Гуанчжоу и Пекине, представила работы датского художника Дана Во, родившегося во Вьетнаме.
К концу первого дня участвующие дилеры были в хорошем настроении. Sullivan+Strumpf, у которого есть помещения в Сингапуре и Сиднее, продал множество окаменелых скульптур сингапурского художника Дона Нг по ценам от 5000 до 25000 долларов. «Ярмарка маленькая, но высокого качества, — говорит владелец галереи Урсула Салливан. — Она объединяет инициативную группу галеристов и коллекционеров Юго-Восточной Азии».
«Колонны» из Сеула провели одиночную презентацию Эйсы Джоксон из Филиппин, которая получила премию Hugo Boss Asia Art Award в 2019 году. Жуткая скульптурная инсталляция Джоксон «Становясь белой», состоящая из фигурок сломанных конечностей в нарядах диснеевской Белоснежки, стала ключевым экспонатом ярмарки. Донг Джо Чанг, президент галереи, сказал, что ещё не все работы были представлены в премьерный вечер.
Альтернативный взгляд
Пока S.E.A. Focus успешно открывалась в безупречном Гиллман Барракс, мрачноватое импровизированное арт-пространство на другом конце города предлагало альтернативный взгляд на сингапурскую художественную сцену и ее потенциальное будущее. Бывшая судоремонтная мастерская и склад по адресу Кэван Роад, дом 2 стали выставочным пространством для Twenty Twenty, проекта, возглавляемого Сингапурским художественным клубом, основанным арт-предпринимателем Одри Йео.
Групповая выставка с участием шести художников — необычное явление для Сингапура. В отличие от многих аккуратно отреставрированных исторических объектов в городе, эта выставочная площадь была неподготовленной. Импровизированное художественное шоу было организовано Йео в частном порядке, без привлечения государственных средств.
«Хотя правительство Сингапура многое сделало для развития местной арт-сцены в последние десять лет или около того, жизненно важно, чтобы в сфере также был и самостоятельный рост, — говорит Йео. — Экосистема нуждается не только в расширении, но и в устойчивости. А долгосрочная устойчивость лучше всего достигается путем слияния институционального лидерства и энергии независимых игроков и рыночных сил».
Она добавляет: «Художественная сцена похожа на генофонд: разнообразие — это здоровье. Энергичная, динамичная экосистема искусства включает в себя множество голосов, мнений, выражений и форм».