Позы изображений Будды

Благословляющий

Может сидеть или стоять. Правой рукой Будда делает жест варада мудра, если стоит, то держит край монашеского одеяния. Данное изображение демонстрирует альтруистические качества Будды, с ним не связано никаких определённых историй.

Будда в королевском наряде

В этом изображении Будда украшен атрибутами королевской власти (включая корону) и драгоценностями.

У изображения есть несколько вариантов. Во-первых, Будда может стоять, изображая обеими руками делая жест абхайя мудра, или же только правая рука может быть поднят в абхайя мудра, а левая — свободно висеть внизу. Во-вторых, Будда может сидеть в любом из вышеназванных положений. Так или иначе, главной особенностью данного изображения является королевский наряд Будды.

Связанная с изображением история повествует о том, как Будду призвал покровительствовавший ему Король Бимбисара, когда ему угрожал Король Джамбурати из соседнего королевства. Просвещенный находился в бамбуковом лесу и смотрел на вторжение в королевство Бимбисара, а затем явил себя в полных королевских регалиях Королю Джамбурати и продемонстрировал благодетельные силы так, что тот стал его верным учеником и больше никогда не претендовал на территории Короля Бимбисара.

Данный образ в изображении Будды распространился в конце XVI века, когда декоративное и орнаментальное искусство Аюттхайи достигло расцвета. Казалось бы, и религиозная, и художественная ценность образа должны пострадать от чрезмерной красочности наряда. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы украсить и смягчить строгое шаблонное телосложение фигуры Будды. Нельзя отрицать изысканность, сложность, красоту замысла и искусность исполнения, однако многочисленные драгоценные камни, украшающие изображение с ног до головы, пожалуй, излишни.

При этом использование королевских регалий, чтобы подчеркнуть божественное происхождение персонажей и усилить впечатление встречаются и в других культурных религиозные традиции, в том числе к католицизме, греческом и русском православии.

В изначальной версии королевские атрибуты исчерпывались короной на голове, однако в итоге покрыли всё тело Будды. Причём наряд бывают изображён в двух вариантах: либо монашеское одеяние, покрытое драгоценностями, либо же полноценный наряд принца. В последней версии выполнены некоторых из самых знаменитых изображений Будды в Таиланде. Среди них, например, так называемый Изумрудный Будда в Ват Пхра Кео в Бангкоке.

Будда ест из котелка для милостыни

Будда только что посвятил в духовный сан сына богача и теперь спокойно ест рис из котелка для милостыни (бат).

Будда ест рисовый пудинг из котелка для милостыни

В левой руке Будды шарик рисового пудинга, а правая рука лежит на котелке. Рис был разделён на сорок девять частей, чтобы его хватило на семь недель.

Будда на Банаспати

Будда стоит на голове Брахмы, а тот, в свою очередь, приклонил колени на спине Банаспати.

В печальных мыслях

Будда стоит, скрестил руки на животе (левая снизу, правая сверху). Под деревом Бодхи Будда занят обдумыванием своих достижений в совершенном знании. Мара искушал его сразу же войти Нирвану, но Будда отказался, желая донести подлинное знание до всего мира.

Взятие савана мертвеца

Будда снял саван с гниющего трупа, отряхнул с него червей, промыл в реке и получил таким образом себе одежду.

Входящий в Нирвану

Будда умер, когда ему было восемьдесят лет, и вошёл в Нирвану.

Дарующий прощение

Будда прощает пришедшего к нему человека, осознавшего неправоту своих поступков. Есть немало вариантов этой позы, среди них, например, Будда стоит, развернув обе ладони наружу, или подняв одну руку (иногда левую, иногда правую) с ладонью, развёрнутой наружу.

Дающий первый закон

Делающий отпечаток ноги

Будду делает отпечаток своей правой ступни. Его символическое значение — движение и распространение Дхармы по всему миру.

Демонстрация чудес семье Сакри

Старейшины семьи Сакри не выразили уважение Будде, когда входили во дворец его отца, и Будда продемонстрировал им свою силу: помимо прочего, он вызвал сильный дождь, который намочил только тех, кто не выказывал ему почтения, а тех, кто относился к нему с уважением, оставил сухими.

Держащий чашу для подаяний

Будда стоит прямо и держит котелок для подаяний двумя руками на уровне живота.

Это поза относится к первому утру в Капилавасту после визита во дворец отца Будды. Родственники Будды были готовы принять в Нигродхараме, но покидая его вечером, ни один из них так и не позвал его на завтрак. А на утро Будда отправился в город, чтобы просить подаяние.

Защищенный Мукалиндой

Огромная змея защищает Будду, капюшон семиголовой кобры поднимается из-за его спины и нависает над головой. Сам Будда, находясь в глубокой медитации, сидит на кольцах змеи, которые служат основанием для изображения. В некоторые случаях Будда может изображаться полностью опутанный кольцами змеи, так, что видна остаётся только голова — к такому изображению привело буквальное понимание художниками истории.

На протяжении 42 дней великий король змей Мукалинда охранял и защищал Будду, погружённого в блаженство и не ведающего, что надвигается ужасная буря. Огромный змей обвил тело Просвещённого семью кольцами, а над головой раскрыл капюшон кобры, чтобы ничто его не помешало. Буря якобы бушевала на протяжении семи дней. Данное изображение было широко распространено в центральном Таиланде, а также пользовалось популярностью среди мастеров Кхмерского и Бирманского иконографического искусства. В Индии напротив — использовалось редко. Таиландские мастера Сукхотайи также предпочитали не обращаться к нему примерно с XIV века. В Таиланде это положение имеет название «Пхра Нак Прок».

Идущий в медитации

Будда шагает, левая лодыжка приподнята, ладони скрещены (левая снизу, правая сверху) на верхней части бёдер. Будда получил исчерпывающее знание и после этого посвятил себя обучению Дхамре страдающих и несчастных людей на всей земле.

Идущий или гуляющий Будда

Будда идёт, слегка приподняв правую ступню над землёй, а левой твёрдо стоя на земле, держа левую руку на уровне груди (даруя просвещение, благословляя всех существ, рассеивая страх), а правая в этом время грациозно и естественно свисает. Тело образует уравновешенную позу, изогнутую в трёх местах — трибханга или S-образную, весьма популярную в индийской скульптуре. Будда собирается произнести проповедь о своём озарении. Фигура находится в динамичном положении, она будто бы замерла в движении, как на видеозаписи, поставленной на паузу. Это символизирует заботу и внимание Будды к каждому действию. Он знает, что больше не переродится.

Изложение великой истины

Обе руки расположены в позиции витарка мудра.

Касание волос

В этой позе Будда поднимает свою правую руку, собираясь вырвать из головы восемь волосинок, чтобы подарить торговцам Тапуссе и Бхалике в качестве реликвий. После просвещения Будда не ел сорок девять дней, а они предложили ему рис, а позже стали его первыми учениками.

Купающийся под дождём

Правой рукой Будда поливает себя дождевой водой.

Во время засухи в Косала, Сравасти народ обратился к Будде за помощью. Увидев страдающий от недостатка воды рис, Будда попросился постирать свои одеяния. По дороге к пруду разверзлись небеса и на землю обрушился ливень, под которым и искупался Будда.

Медитация

Бодхисаттва находится в позе йоги: руки лежат на ступнях, левая ладонь лежит на правой и принимает чашеобразную форму. Глаза смотрят на кончик носа или вовсе прикрыты. Как правило, статую в этой позе выражают блаженное состояние. Это одна из самых популярных поз в Таиланде, там она известна как «острая боль самадхи».

Это позиция изображает важный и героический эпизод, когда Бодхисаттва поклялся не вставать с места до тех пор, пока не достигнет просвещения и не получит высшее знание. Он стремится найти причину страданий и возможность отказа от них и в процессе поиска становится Буддой. Вступив в самый глубокий этап погружения в мысли — дхьяну, состояние полного спокойствия, в котором отсутствуют как боль, так и радость, он достиг полного и окончательного просвещения.

По тайской традиции, Будда в состоянии медитации больше всего подходит людям, родившимся в четверг. Они чаще всего становится судьями, юристами и учителями.

Медитация в алмазной позиции

Будда находится в позиции закрытого лотоса, подошвы его ступней вывернуты наверх, при этом ноги плотно перекрещены, а руки лежат на коленях.

Особой популярностью эта поза пользовалась на севере Таиланда, в ней были выполнены статуи, найденные вокруг Чиангсьен.

Наставление пяти учеников

Будда сидит в позе йоги, расположив руки в положении обучения мудра. Всего есть четыре варианты позиции, которые отличаются использованием рук. Во-первых, Будда может изображаться с левой рукой, лежащей на колене, и с правой, расположенной на уровне груди в положении витарка (большой палиц соединён с указательным, другие пальцы слегка согнуты и направлены вовне). Во-вторых, Будда может быть изображён в дхармачакра мудра («вращающий колесо закона»), в процессе произнесения первой проповеди перед пятью учениками. В-третьих, он может просто сидеть в состоянии медитации. В-четвёртых, может изображаться с поднятой правой рукой, чем привлекает внимание учеников и призывая их приблизиться.

Достигнув просвещения, Будда оставил Бодх Гайя и отправился на поиски пяти аскетов, с которыми он провёл шесть лет. Он поделился с ними новообретённым знанием в Дхаммачакра Паваттана Сутта. Здесь он объяснил им «Средний Путь», Четыре Благородных Истины и доктрину Восмеричного Пути, основу всех форм буддизма. Друг Будды Конданна с радостью принял это знание, а затем убедил четырех других — Ваппу, Бхуддйю, Маханану и Ассаджу.

Обдумывающий старость

Будда находится в отдыхающей позиции (позе открытого лотоса): его руки расположены на коленях ладонями вниз.

В последний год жизни Будда проводил сезон дождей в Велуване, роще на пике Раджагриха Вултурес, принсённой в дар Королём Бимбисара. К тому моменту ему было восемьдесят лет, он был тяжело болен, но героически переносил свою болезнь. Более того, она служила ему темой для проповеди о скоротечности жизни. Он рассказывали про старика Ананда, который сравнивал своё тело с повозкой, которую нужно чинить с помощью ремней и бамбука, и настаивал на неизбежности старости и смерти для всего сущего.

Обучение матери в небесах Таватимса

Объединение четырёх котелков для милостыни

Стражи четырёх направлений явились к Будде и предложили милостыню, каждый в своём котелке. Будда не хотел выказывать никому из них предпочтения, поэтому объединил все четыре котелка в один.

Останавливающий Мару

Бодхисаттва находится в позе йоги, левая рука лежит на колене, правая поднята, будто бы для отражения атак трёх дочерей Мары. У этой позиции есть два разных варианта. Один — сидя, с левой рукой на подоле, а с правой — на уровне груди (как в абхайя мудра), как бы запрещая дочерям Мары соблазнять. Второй — позиция медитации, когда обе руки лежат на коленях.

Также у этого изображениея есть и две разных интерпретации. Первая соответствует отражению Бодхисаттвой атаки дочерей Мары. Вторая отсылает к моменту, когда Бодхисаттва пребывал в блаженстве под деревом Баньян, а сам Мара искушал его сразу войти в Нирвану. Однако Бодхисаттва отказался, сказав, что время для этого ещё не время, потому что люди ещё не получили учение, а праведный образ жизни пока не распространился.

Удерживающий родственников от вражды

Будды стоит, его правая рука находится в положении абхайя мудра, а левая свешивается вниз, при этом слегка касаясь одежды.

Изображение отсылает к эпизоду, когда Будду после трёхмесячного отсутствия вернулся из небес Таватисма и остановил вражду родственников его отца и матери из-за права собственности на участки реки, которая протекала между их владениями. Родственники договорились и мирно поделили участки и, при посредничестве Будды, прекратили противостояние.

Остановка статуи из сандалового дерева

Будда стоит, правая рука висит вдоль тела, а левая поднята, чтобы остановить своё изображение из сандалового дерева от приближения. Внушительное изображение этой позы находится в парке Пхуттхамонтон в провинции Накхон Патхом. Там этот жест соединён с движением идущего. Ещё одна скульптура из Аюттхайи, древней столицы Сиама, сейчас находится в Бангкоке, в восточном вихарне Ват По.

Эту позицию можно случайно спутать с «Удерживанием родственников от вражды», но это разные позы.

По легенде, пока Будда в течение трёх месяцев пребывал в небесах Таватимса и проповедовал там для своей матери, на вершине горы Меру, что находится в центре вселенной и где обитают тридцать три бога, отвечающие за благосостояние людей, Король Удаяна создал изображение Будды из сандалового дерева и поместил в большом холле в саде Джетавана в Шравасти, на месте, где обычно сидел Будда. Когда же настоящий Будда наконец-то возвратился, статуя чудесным образом ожила и приветствовала его. Однако Будда левой рукой остановил деревянное изображение и приказал ему вернуться на место, дабы служить образцом для будущих статуй, которые будут делать после его смерти.

Отдыхающий или Спящий Будда

Будда лежит на правом боку, его ступни и правая рука лежат параллельно друг другу. Его монашеские одежды традиционно открывают правое плечо, которое в этом изображение, как правило, лежит на подушке. При этом левая рука находится параллельно телу, а левое плечо закрыто.

В индийское традиции эта положение Махапариниббана — окончание жизненного пути Будды и вхождение в нирвану. Однако в Таиланде после Сукхотайского периода его воспринимают иначе. Там такое положение означает, что Будда просто отдыхает. Кроме того, опять же, согласно индийской традиции, изображение фигуры в лежачем положении должно быть таким же, как и в стоячем, только горизонтальное. Этим объясняется наличие «летающей полы» у монашеской робы, что создаёт «неземное» впечатление.

Открывающий мир. Соединяющий три мира: Небеса, Землю и Ад

Спустившись с небес Таватимса, Будда сотворил чудо: он объединил три мира — Небеса, Ад и Земли, и обитатели каждого из них смогли видеть друг друга.

Отстранение Ваккали

Левая рука Будда лежит на коленях, а правой он совершает жест отстранения.

Брамин Ваккали впечатлился внешним видом Будды, однако Будда сказал ему, что не внешности и физическому состоянию не следует уделять внимания, ибо рано или поздно они померкнут и придут в упадок, вместо этого должно следовать дхарме.

Первая проповедь

Будда явился в Парк Оленей в Исипатана около Бенареса, где прочитал свою первую проповедь Пяти ученикам.

Повелевающий водами или Останавливающий Океан

Будда стоит, обе ладони подняты, будто он пытается что-то оттолкнуть. Поза похожа на «Возвращение из небес Таватимса» с двойным витарка мудра, но путать их не следует.

В Таиланде эта поза называется «Останавливающий Океан или Предотвращение Поднятия Вод», но при этом происходит она от наводнения в Сахарам, который находится на берегу реки в Индии.

Будда явился в лагерь Казуара, где находилось около тысячи огнепоклонников и попросился на ночлег. Его поселили в ветхом домике на берегу реки, который часто затапливало. Чтобы предотвратить это, Будда заставил воды утихнуть и так показал Казуару и его сторонникам истинный путь.

Подчиняющий Мару или Призвание Земли как свидетеля

Будда сидит в позе йоги, держит левую руку на своей ступне, ладонь повёрнута кверху. Правая рука расположена на колене и показывает на землю, иногда слегка её касаясь.

Это поза, также известная под названием «Призвание Земли как свидетеля», наиболее популярна в Таиланде. Мара со своей ордой искушал Бодхисаттву: демоны сулили ему власть, богатство и плотские утехи. Однако Будда презрением отверг их все и продолжил размышления. Это отторжение Мары символизирует победу над собой.

Показывающий на труп

Будда на три дня задержал кремацию трупа, он хотел, чтобы люди смотрели на него и раздумывали о скоротечности жизни и временности их пребывания в этом мире.

Получающий воду

По дорогу в Капилавасту Будду одолела болезнь. Он обратился к Ананде с просьбой принести немного воды из ближайшей реки. Однако в тот день через реку уже переехало множество телег, так что вода была невероятно грязной и едва ли пригодной для питья. Но когда Ананда зачерпнул воду, она оказалась чистой.

Получение связок травы

Как-то вечером после ужина Бодхисаттва получил от брахмана Соттхия восемь связок срезанной травы. На этой траве Будда смог удобно устроиться под деревом Бодхи в Бодх Гая.

Посвящение в духовный сан первого ученика

Упатисса и Колита прошли посвящение в духовный сан, получив при этом высший ранг.

Предсказывающий

Призвание Земли в свидетели или Подавление Мары в хрустальном дворце

Призывающий Дождь

Будда стоит, его правая рука расположена на уровне груди, в положении витарка мудра, и будто бы призывает дождь, а левая ладонь собрана в горсть, будто прося подношение, в неё должна собраться дождевая вода. В некоторых вариантах позиции Будда может сидеть с перекрещенными ногами (положение рук сохраняется). Стиль одежды может быть либо кандагарский, либо северо-западной Индии: монашеское одеяние спадает симметричными волнами. Ступни поставлены естественно, не так формально, как обычно бывает у других тайских статуй того же времени.

Эта поза набрала популярность в Дваравати монского периода. Сидячий варианта был создан по приказу короля Рамы I, с тех пор это изображение использует в процессии пахотного фестиваля в середине мая. Стоячий вариант ввёл Рама V.

Принимающий манго

Будда сидит в положении йоги и держит манго в правой руке, рука лежит на колене.

Когда Будда был в Велуване, некие люди потребовали, дабы он явил им чудо, тем самым доказав своё могущество. Тогда Будда взял плод манго и выжал его в котелок, сок выпил, а косточку посадил в землю, из которое немедленно выросло огромное дерево и тут же начало обильно плодоносить.

Принятие рисового угощения от Суджата

Будда сидит в положении медитации, его ладони открыты и вывернуты наружу. После того, как Бодхисаттва понял, что умерщвление плоти не являются путём к просвящению, он принял еду от Суджата, закончив тем самым свой экстремальный аскетизм. После этого он оставил в Урвеле отшельников, с которым прошёл этот путь, а сам отправился в Бодх Гая.

Принятие чернильного орешка

Маленький чернильный орешек Будда держит в правой руке.

На седьмую неделю после просвещения Будда сидел под деревом Кет. В этот момент Индра предложила ему чернильный орешек.

Приручение дикого слона Налагири

Будда стоит, его права рука находится на уровне талии, ладонь повёрнута вниз. Некий недоброжелатель направил к Будде своего слона Налагири, дабы тот нанёс ему вред. Однако Будда его приручил.

Продевание нитки в иголку

Обе руки Будды находятся перед его грудью, он сосредоточен на продевании нитки в иголочное ушко.

Будда изготавливает одежду из лохмотьев, снятых с мертвеца. Занимаясь этим делом и концентрируясь на пронизывании, он получает озарение, которое приводит его к пониманию последней из Четырех Благородных Истин — Восьмеричного Пути.

Проповедующий Ангулимале

Ангулимала был бандитом и серийным убийцей, который должен был заплатить своему наставнику долг — тысячу пальцев правой руки. Чтобы выплатить этот долг, он убивал невинных отсекал их пальцы и делал из них гирлянду. Но однажды в лесу ему повстречался одинокий Будда. Убийца достал меч и побежал за ним, но несмотря на то, что Будда шёл медленно, Ангулимала никак не мог его догнать. Когда разбойник начал выбиваться из сил, он крикнул Будде, чтобы он остановился, но что тот ответил: «Я уже стою, Ануглимала, и всегда стоял. Поскольку я милосерден ко всему живому, а ты — беспощаден. Поэтому я стою, а ты всё ещё нет». После этого Анлугимала бросил свой меч и получил благословение Будды.

Проповедующий отцу

Будда, проповедующий в последний раз

В последний день жизни Будды Ананда по его приказу пошёл в город, дабы нести его слово народу. Путешественник иной веры по имени Субхадда пришёл к Будде, чтобы задать несколько вопросов. Будда разъяснил ему, что достигнуть просветления вне буддизма невозможно. Субхадда проникся его идеями и даже решил стать монахом. Хотя для последователей других религий, как правило, существует «испытательный срок» перед вступлением в сан, но для Субхадда сделали исключение, и он немедленно стал последним прямым учеником Будды.

Прощание с Весали

Будда стоит, смотрит через правое плечо (иногда — через левое), держит правую руку на животе.

Оправившись после болезни, вызванной заражённой свининой, Будда решает навсегда покинуть Весали. Зная, что больше не вернётся, он смотрит на город в последний раз.

Пускание пустого котелка для милостыни по воде

Съев все сорок девять порций, на которые Бодхисаттва разделил рис, он отпускает опустевший котелок для милостыни плыть по реке Неранджара. В случае если котелок не утонет, а поплывёт против течения, то это знак, что Будда достигнет просвещения. Если котелок поплывёт против течения и не утонет, это будет означать, что просвещение достижимо для Бодхисаттвы.

Путешествие на корабле

Будда располагается сидя, причём в так называемом западном положении, также известном как европейское. У изображения может быть два варианта. В одной руки опираются на колени, в другом правая рука находится на уровне груди, а её ладонь развёрнута наружу.

Достигнув просвещения, Будда собирался посетить отца, однако для этого ему понадобилось пересечь реку.

Разъяснения предзнаменований

Правая рука Будды расположена на колене, ладонь повёрнута. При этом левая рука находится на уровне груди, а ладонь её повёрнута наружу.

Будда сообщал Ананде, что в его силах продлить ему жизнь, если тот попросит. Однако Ананда дважды отверг предложение Будды, так как попал под влияние Мары. Тогда Будда отправил Ананду прочь и сделал ему предсказание, что он неминуемо умрёт и войдёт в Нирвану.

Рассматривание пищи в котелке для милостыни

Спустя восемь дней после становления Бодхисаттвы монахом, местный правитель впервые дал ему пищу.

Решение войти в Нирвану

Будда держит правая руку на груди.

Будда погружён в размышления о собственной старости и близости и неизбежности смерти. Он принимает решение войти в Нирвану в ночь полнолуния, за три месяца до своей смерти.

Решение стать монахом

Несмотря на усиленную охрану, Сиддхарта покидает дворец в Капилавасту верхом, в сопровождении его возничего Чандаки.

Спускающийся с небес

Индра создал три лестницы, соединившие небо и землю. Одну для себя, вторую для Будды, третью для брахманов.

Стоящий Будда

Глаза Будды опущены, сам он стоит, свесив руки вдоль тела.

Эта поза Будды свидетельствует о его полной уверенности в своих действиях.

Уединение в лесу

Будду утомили монахи Косамби, разделившиеся на две группы и утратившие гармонию, и он предпочёл уединение в собственном лесу.

Здесь на него обратил внимание слон Палилайка и предложил Будде напиться воды, в то время как обезьяна принесла ему улей с медовыми сотами.

Указывающий на Мару

Правую руку Будда держит согнутой в локте, её ладонь направлена наружу, а указательный палец показывает вверх. Левая рука свободно висит вдоль тела.

Будда посетил недавно умершего и указал на Мару, осматривающегося в облаках в тщетной надежде поймать дух покойного.

Умерщвление плоти

Худой и истощённый Будда сидит в позе для медитации. Целых шесть лет он практиковал крайний аскетизм и был на грани гибели от истощения. Однако в итоге он осознал, что между крайним аскетизмом и мирским существование есть и «средний путь».

Чудо в Сравасти

Будда сидит в «европейской» манере, будто бы на стуле. Ноги слегка расставлены, правая рука расположена на уровне груди и сложена в положение витарка мудра (большой палец соединён с указательным, остальные слегка согнуты), левая — лежит на колене. При этом ступни Будды опираются на лотос. Кроме того, в некоторых случаях Будда может изображаться в стоячем положении.

Чудо в Сравасти — это проявление могущества перед неверующими, дабы убедить скептиков и представителей всяческих религиозных сект. Будда показал им свой небесный ореол и явил себя самого в возвеличенной форме, что сопровождалось бурями с громом и молниями и землетрясениями. Также Будда сотворил самого себя, сделав Двойное явление.