«Изумрудные Города» в Азиатском музее искусств: Ослепительные бирманские и сиамские сокровища богатой наследницы и филантропа Дорис Дьюк нашли новый дом. Часть 1

Мифический человек-птица. Прибл. 1775-1850. Центральный Таиланд. Дерево с остатками лака, золочения, и зеркальной инкрустации. Подарок от Собрания искусства Юго-Восточной Азии Благотворительного Фонда Дорис Дьюк

В конце 2009-го и начале 2010 года в Азиатском музее искусств в Сан-Франциско проходила чудесная выставка «Изумрудные Города: Искусство Сиама и Бирмы, 1775-1950». Выставка включала в себя около 140 замечательных предметов искусства: редкие скульптуры, иллюстрированные рукописи, мебель XIX века с искусной резьбой, золоченые сосуды для подношений, шёлковые костюмы, теневые марионетки, а также лучшую коллекцию тайской живописи XIX века за пределами Азии. Большая их часть была собрана легендарной наследницей Дорис Дьюк и приобретена Азиатским музеем искусств в 2002 году одним счастливым махом. Музею потребовалось пять долгих лет и колоссальные 6000 часов, которые ушли на сохранение, восстановление и подготовку этих экспонатов к показу.

Состояние в миллиард долларов, построенное на табаке и энергии

История, стоящая за коллекцией Дорис Дьюк, завораживает не меньше, чем сами произведения искусства, и прекрасно характеризует ушедшую эпоху, когда возмутительных объёмов промышленный капитал оплачивал путешествия в экзотические страны, где бесценные артефакты приобретались за бесценок. Эта история началась в 1925 году, когда двенадцатилетняя Дорис Дьюк унаследовала имущество на 80 миллионов долларов (что примерно равно 860 миллионам долларов 2005 года) от своего отца Джеймса Бьюкенена Дьюка, табачного и гидроэнергетического магната. Бьюкенен сделал большую часть своего огромного состояния, приобретя в 1885 году лицензию на использование первой автоматизированной машины по производству сигарет. К 1890 году он снабжал 40% американского рынка сигарет (тогда их называли «скрученный табак»). Он укрепил контроль над своими четырьмя основными конкурентами в рамках единой корпоративной организации, «Американской табачной компании», и монополизировал американский сигаретный рынок. В 1890-х он сделал отдельное состояние на гидроэнергетике, снабжая электроэнергией более трёхсот хлопчатобумажных фабрик и создавая энергосистемы для подачи питания в отдельные области Северной и Южной Каролины.

Дорис Дьюк: Самая богатая девочка в мире

После его смерти в 1925 году имущество на 40 миллионов долларов (более 430 миллионов в 2005-м) ушло в Наследие Дьюка, постоянный целевой фонд, который одарил несколько университетов, включая Университет Троицы (позже переименованный в Университет Дьюка), а также больницы и церкви в Северной Каролине. Остальное перешло к его единственному ребенку Дорис, в форме немедленного наследства – 80 миллионов долларов и ещё порядка 100 миллионов (больше 1 миллиарда в долларах 2005 года) – в форме рассредоточенных единовременных выплат на дни рождения. Дорис буквально стала самой богатой девочкой в мире. Она провела свое раннее детство на Фермах Дьюка, имении отца в 2,700 акров в Хиллсборо Тауншип, Нью-Джерси, а подростковые годы – в квартире на Манхэттене. Но её жизненный путь отнюдь не был усеян розами, в то время как в материальном отношении она ни в чём не нуждалась, ее беспрецедентное богатство сделало ее постоянной мишенью для разнообразных эгоистичных индивидов. В возрасте четырнадцати лет она потащила в суд собственную мать Нонолин Дьюк, успешно остановила продажу Ферм Дьюка и взяла полную ответственность за распоряжение своим огромным состоянием.

Возникновение страсти к искусству Юго-восточной Азии

Дорис Дьюк

Когда Дорис Дьюк достигла совершеннолетия, она использовала свое огромное богатство, чтобы удовлетворять свои разнообразные интересы, включая путешествия по всему миру, которые ощутимо повлияли на её позднейшие филантропические увлечения, одним из которых было искусство. Она говорила на девяти языках, трудилась в столовой для солдат в Египте во время Второй мировой войны и даже начала работать в качестве иностранного корреспондента.

Она выходила замуж дважды, и именно в свой первый медовый месяц в 1930 году с лихим Джеймсом Х. Р. Кромвелем, сыном дуайен Палм-Бич Евы Стотесбёри, отправилась в поездку в Индию, Таиланд, Индонезию и другие азиатские страны и начала накапливать значительную коллекцию важных произведений искусства, исламских и из стран Юго-Восточной Азии. Она собирала эти произведения до принятия конвенции ЮНЕСКО, так что у неё в принципе не было никаких ограничений на покупку сакральных или редких предметов. Страсть Дьюк к искусство стран Юго-Восточной Азии не получила широкой огласки, и это, вероятно, потому, что коллекционировала она в тех областях, о которых тогда было мало знаний. Вернувшись в США, она продолжала коллекционировать с помощью агента, которого наняла в Бангкоке. По словам куратора Азиатского музея искусств Форреста МакГилла, сочные подробности её покупок остаются загадкой. Она, как правило, покупала несколько предметов за раз, и сохранившиеся чеки не дают каких-либо разбивок на суммы, выплачиваемые по отдельным позициям.

До распределения коллекция предметов искусства Юго-Восточной Азии Дорис Дьюк включала четыре сотни экспонатов музейного качества и 1800 других предметов, большинство из которых хранились на Фермах Дьюка. Ее намерение состояло в том, чтобы создать культурный тематический парк Юго-Восточной Азии в Гонолулу. Она даже купила несколько очень красивых зданий ферм в Юго-Восточной Азии, велела демонтировать и собиралась переправить их в Гонолулу, где бы их разместили среди садов. Она не смогла найти подходящего для её целей участка земли на Гавайях, так что вместо этого отправила всё в своё поместье в Нью-Джерси и планировала создать музей и сады Юго-Восточной Азии там. Все эти здания так и лежали в течение многих лет в разобранном виде на огромном крытом теннисном корте, ожидая воплощения планов, которым так и не суждено было осуществиться. Некоторые из зданий и артефактов были переданы саду Тампа, и их собирались возвести там.

Дорис Дьюк умерла в 1993 году, в возрасте 80 лет, от сердечного приступа. За свою жизнь она показала себя подлинным и часто прогрессивным филантропом, отдав более 500 миллионов долларов организациям, поддерживающим искусства, окружающую среду, медицинские исследования, предотвращение жестокого обращения с детьми и сохранение исторического наследия. В своём завещании Дьюк оставила практически всё своё состояния (по оценкам, многомиллиардное) благотворительным фондам, в том числе Благотворительному Фонду Дорис Дьюк, который она одарила финансовыми активами на общую сумму около 1,3 миллиарда долларов. Она завещала своему дворецкому ирландского происхождения Бернарду Лафферти 5 миллионов долларов и назначил его сораспорядителем ее имущества. Против завещания было подано несколько исков. Ее жизнь легла в основу документальной драмы канала HBO 2007 года под названием «Бернард и Дорис», где Сьюзан Сарандон сыграла Дьюк, а Райф Файнс – ее дворецкого Лафферти.

Вид с воздуха на главный дом поместья Дьюк в Хиллсборо 09.03.99.

Азиатский музей искусств вышел на сцену примерно в 1998 году, когда его тогдашний председатель правления Джонсон С. «Джек» Богарт работал с Благотворительным Фондом Дорис Дьюк в Нью-Йорке, чтобы выяснить, готовы ли они профинансировать перестройку части Музея. «Джеку стало известно, что существует коллекция, собранная Дорис Дьюк, и он спросил меня об этом», – рассказал куратор Форрест МакГилл. – «Совершая классическую ошибку твердолобых, я сказал: “Я никогда не слышал об этой коллекции, так что она не может быть такой уж важной”. Никогда я ещё не ошибался сильнее. Я никогда не повторю этой ошибки».

Богарт настоял на том, чтобы МакГилл всё равно взглянул, так что он посетил Фермы Дьюка, расположенные совсем не далеко от Принстона, Нью-Джерси, и был поражен.

Каретный сарай на Фермах Дьюков 1900-1915

«Я вошел в ее каретный сарай, который размерами в буквальном смысле не уступал вокзалу, и это было похоже на проникновение в удивительное хранилище музея с тысячами произведений искусства XVIII и XIX веков – скульптур, мебели, картин, сосудов, рукописей, а я просто не был к такому готов. Некоторые из предметов были у неё так или иначе выставлены, но некоторые из них хранились на крытом теннисном корте, а другие были в гигантском помещении тира внутри её дома. Работники Дьюк не были осведомлены о редкости этих произведений искусства. Мы начали объяснять, что коллекция была гораздо важнее, чем они считали».