Выставка современного тайского художника Джирапата Татсанасомбоона в художественной галерее «Тавибу» в Бангкоке

После нескольких персональных выставок в галерее «Тавибу» в Бангкоке современный тайский художник Джирапат Татсанасомбоон вернулся с новым показом под названием «Неравенство», для которого он снова использует персонажей «Рамакиена», тайской расширенной версии известного индийского эпоса «Рамаяна». Разные версии поэмы, считающейся одним из величайших произведений индийской литературы, можно встретить по всей Азии на таких языках как камбоджийский, индонезийский, филиппинский, бирманский и других. Художник же известен своей приверженностью этому произведению, он написал несколько серий работ с участием главных героев «Рамаяны»/«Рамакиена», таких как Нонток и Хануман.

Джирапат Татсанасомбоон – «Я сдаюсь» (по мотивам работы Фернандо Ботеро), 2011

Джирапат Татсанасомбоон из Таиланда: «Рамакиен»

Именно эти два персонажа, Нонток и Хануман, являются главными действующими лицами в поп-серии Татсанасомбоон «Рамакиен». Две знакомые личности встречаются лицом к лицу еще раз: Нонток, слуга, который превратился в разъяренного демона и главного противника Рамы, седьмого аватара индуистского божества Вишну, и Хануман, другое индуистское божество и ярый приверженец Рамы. В оригинальное переосмысление их истории и борьбы Джирапат Татсанасомбоон вплёл современные элементы, присутствующие в таиландском обществе сегодня, такие как злоупотребление элиты властью, неприкосновенность и текущие политические события в стране. Однако эти работы касаются не одного только Таиланда, поскольку они также несут сильное универсальное послание и включают в себя многие отсылки к западной культуре.

Джирапат Татсанасомбоон

Межкультурный эксперимент современного тайского таланта

Выставка «Неравенство» продолжает давнюю страсть Татсанасомбоона к поиску связи между разными культурами, в частности, между тайской и западной, в особенности североамериканской. Обращаясь к продолжающемуся доминированию Запада над остальным миром и над его страной, даже в постколониальные времена, он объединяет разные представления о символике, истории искусства и многих её известных деятелях, и социальную структуру, подразумевая, что нынешняя политическая ситуация на обоих изображённых фронтах крайне нестабильна. Через нарратив двух фигур он также указывает на различия и лицемерия высшего и низшего социальных классов, ставя под сомнение принципы власти, жадность, похоть, лидерство, человеческие эмоции в целом.

Джирапат Татсанасомбоон – «Запретный плод» (Рама против Обамы), 2009

«Неравенство» в Бангкоке

В свои произведения этот талантливый таец вставляет множество отсылок к великим художникам прошлого, среди которых Энди Уорхол, Кит Харинг, Фрида Кало, Пит Мондриан, Сальвадор Дали и Дэмиен Херст, превращая их знаменитые работы в истории «Рамакиена», помещая прошлое и настоящее на один и тот же холст. Принимая модернизацию, но держась за традиционное, художник, как и его страна, заставляет нас переоценить наши текущие дилеммы, так как все мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами. Он единственный тайский художник, о котором идёт речь в международной книги о живописи «100 художников завтрашнего дня».

Куратор выставки «Неравенство» Ратсаран Ширеекан, галерея «Тавибу», Бангкок, Таиланд.