Данный материал содержит фотографии редких и необычных музыкальных инструментов горных племён севера Таиланда и соседних стран с краткими комментариями об их истории, культуре и роли музыки в их жизнях.
Золотой Треугольник, местность, занимающая территорию севера Таиланда, востока Мьянмы и запада Лаоса, является домом для ряда старейших мировых цивилизаций, происходящих из Китая и Тибета.
Золотой Треугольник
Фотографии и описания этих народных музыкальных инструментов основаны на материалах выставки «Песни памяти - Традиционная музыка Золотого Треугольника» Виктории Воррейтер, которая провела глубокое исследования жизни, обычаев, церемониальных одеяний и музыкальных инструментов народов акха, хмонг, карен, лаху, лису и миен.
Будучи альтисткой и учителем музыки по профессии, Виктория обладает музыкальным слухом и необходимым знанием звуков, чтобы оценить и поделиться с нами тонкостями этих музыкальных инструментов.
Виктория также написал книгу с таким же названием и выпустила музыкальный компакт-диск.
Редкие образцы музыкальных инструментов и одежды этих племен выставлялись в свободном доступе в Центре искусств Джима Томпсона, что в Доме Джима Томпсона в Бангкоке, с 24 апреля по 23 июля 2009 года.
Шесть основных племён, представленных здесь – акха, хмонги, карены, лаху, лису и миены – являются аграрными и анимистическими обществами, в которых музыка приобретает особое значение. Большинство из нас думают о музыке только как о способе отдыха и релаксации.
Для этих племенных обществ музыка – это древнее наследие выражения с помощью различных музыкальных инструментов. Музыка является продолжением речи.
Собственный музыкальный инструмент существует для каждого аспекта жизни, праздников, церемоний, для каждого случая.
Происхождение и фотографии музыкальных инструментов различных племен представлены ниже в том порядке, в котором они были расположены на выставке.
Племенные музыкальные инструменты - карены
Карены происходят из монгольской пустыни Гоби. Позже они перебрались в Тибет, китайскую провинцию Юньнань, а затем в Мьянму и на северо-запад Таиланда. В их культуре имеется множество музыкальных звуков и стилей, выражаемых с помощью различных музыкальных инструментов.
Одеяние каренов
Рога буйволов используются во время праздников, ухаживаний и церемониальных объявлений.
Рога буйволов
На трёх- и четырёхструнных лютнях, однострунной скрипке и восьмиструнной цилиндрической цитре играют во время ухаживаний и праздников.
Лютни, скрипка и цилиндрическая цитра
Эти барабаны вешают на пояс и играют на них во время праздников и свадеб.
Барабаны каренов
Восьмиструнная выгнутая арфа вешается на плечо и держится близко к телу, подобно гитаре. На ней играют во время ухаживания, аккомпанируя пению. Слушать её – одно удовольствие.
Арфа каренов
Я имел возможность послушать этот инструмент на премьере; певец пел и подыгрывал себе на арфе. Хотя я не мог понять ни слова, но ритмом и мелодией композиция очень походили на западный фолк.
Племенные музыкальные инструменты – лису
Лису – выходцы из Тибета, где они живут до сих пор. Некоторые из них мигрировали в разные части Индии и на запад Китая до того, как перебраться в Мьянму и Таиланд.
Одеяние лису
Музыка играет простую, но жизненно важную роль в ухаживании, и эти бамбуковые лютни служат именно этой цели.
Лютни лису
Эти музыкальные инструменты необычной формы – тростниковые свирели.
Тростниковые свирели
Этот бронзовый гонг звучит во время священных дней и праздников.
Бронзовый гонг лису
Чтобы собрать деревенских жителей, дуют в рог буйвола.
Рог буйвола
Эти, казалось бы, простые полоски древесины – губные арфы, на которых играют во время ухаживания.
Губные арфы
Племенные музыкальные инструменты – акха
Корни народа акха лежат в Монголии, откуда они двинулись в китайские провинции Сычуань и Юньнань.
В середине XIX века они мигрировали в район Золотого Треугольника.
Их музыка представлена различными духовыми, струнными и ударными инструментами.
Музыка воплощает их традиции, культуру и историю. Каждый аспект жизни находит отражение в музыке – сбор урожая, охота, важные жизненные этапы и времена года.
Одеяние акха
Барабаны сделаны из твёрдых пород древесины и шкуры буйвола.
Барабаны акха
Бронзовый гонг и тарелки использовались для вызова духов во время праздников.
Гонг и тарелки акха
Во время ухаживаний играют на мягких и мелодичных бамбуковых флейтах.
Флейты
Вы услышите эти тройные тростниковые свирели на новогодних танцах.
Тростниковые свирели
Рог буйвола зазвучит, когда приходит время охоты.
Зов на охоту
А вот кое-что необычное. Бамбуковая колотушка слева представляет собой перкуссионную доску для церемоний сбора урожая. А две другие – для погребальных ритуалов для женщин (в центре) и для мужчин (справа).
Бамбуковые колотушки
Племенные музыкальные инструменты – лаху
Лаху происходят с Тибетского плато, самого высокого места в мире. Позже они мигрировали на юг Китая, а в последние века переместились в Мьянму, Лаос, Вьетнам и Таиланд.
Одеяние лаху
Тростниковые свирели, гонги и песнопения используются лаху для достижения богов и духов. На протяжении веков они использовали музыку, чтобы исцелять, соблазнять, объединять, скорбеть, успокаиваться и радоваться. Музыка является средством выражения эмоций.
На трёх- и пятиструнных лютнях, сделанных из дерева и кожи ящерицы, играют с помощью медиатора, изготовленного из рога буйвола. Эти музыкальные инструменты можно услышать на Новый год и во время ухаживаний.
Лютни лаху
На скрипке с острыми углами, сделанной из дерева и металла, играют с помощью соснового смычка во время праздников.
Скрипка с острыми углами лаху
Бронзовые тарелки и барабаны, сделанные из твёрдых пород дерева и шкуры буйвола, можно услышать во время праздников.
Бронзовые тарелки и барабан
Большое разнообразие тростниковых свирелей позволяет добиваться широкого звукового диапазона: высокие частоты, контрабас, бас, тенор для новогодних танцев, ухаживаний, церемоний врачевания и священных ритуалов.
Тростниковые свирели
Когда дело доходит до ухаживания за избранницей вашего сердца, то нет ничего лучше флейты.
Флейты, в которые дуют с конца и с боков
Племенные музыкальные инструменты – миены
Миены сохраняют свою историю и традиции в песне, которая рассказывает о миграции их предков через Центральную Азию, возможно, Монголию, прежде чем они осели к югу от реки Янцзы две тысячи лет назад. Их песни повествуют о многовековом процветании.
В XIV и XV веках миены мигрировали на юг Китая в провинции Хунань, Гуандун, Гуанси, Юньнань и Гуйчжоу, где многие из них живут до сих пор. Позже они отправились в Северный Вьетнам, Лаос и Таиланд.
Их анимизм смешивается с даосизма, в результате китайского влияния.
Одеяние миенов
В рог буйвола дуют, чтобы вызвать духов во время священных церемоний, бамбуковый барабан, флейта, в которую дуют с конца, и деревянные трещётки – для исцеления и обрядов почитания предков.
Рог буйвола, барабан, флейта и деревянные трещётки
Другой музыкальный инструмент для ухаживания – простая деревянная губная арфа.
Деревянная губная арфа
Во время важных церемоний железные мечи используются, чтобы отгонять злых духов, а бамбуковые блоки служат для общения с духами.
Железные мечи и бамбуковые блоки
Четыре бронзовых гонга и деревянный двусторонний барабан, изготовленные из коровьей шкуры, металла и веревки, используются для священных церемоний и свадеб.
Барабаны и гонги миенов
Племенные музыкальные инструменты – хмонги
Песни и легенды хмонгов рассказать о родине с ледяным пейзажем и суровыми зимами. Хмонги происходят из Монголии, Сибири и Тибета, позже они мигрировали к реке Хуанхэ и поселились в низовьях Янцзы в южном Китае.
В 1700-х хмонги перебрались в Юго-Восточную Азию.
Их музыка является продолжением речи, священное сочетание песни, поэзии и молитвы становится ещё более мелодичным, благодаря тональному языку хмонгов.
Музыкальные инструменты, такие как губные арфы, флейты, струнные и тростниковые, обеспечивают музыкальное расширение их языка.
Музыкальные инструменты имеют магическое и священное значение. Музыка – это жизнь.
Одеяние хмонгов
Бамбуковые флейты и медные губные арфы хмонгов
Тростниковые свирели, на которых играют во время похоронных ритуалов, ритуалов почитания предков и приношений духам.
Тростниковые свирели хмонгов
Вот как на этих свирелях играют.
Дети хмонгов играют на тростниковых свирелях
Здесь мы заканчиваем путешествие по выставке племенных музыкальных инструментов в Центре искусства Джима Томпсона. Мы надеемся, что это короткое введение в музыку племён пробудит интерес к народам с долгой историей, древними традициями и богатой культурой.
По состоянию на 3 мая 2009 года в Таиланде проживало около 900 000 представителей горных племён. Из них только 40% получили тайское гражданства. У остальных нет граждански прав, и им недоступны государственное жильё, здравоохранение и начальное образования для их детей.
Мы надеемся, что придет день, когда они займут достойное место в обществе. И когда этот счастливый день настанет, мы можем быть уверены, что он получит отражение в песне.
Автор: Эрик Лим