Несколько лет назад во время командировки в Янгон в старом городском центре я наткнулся на маленький магазинчик, который торговали антиквариатом, диковинками и просто старым барахлом. Я обыскивал коробки старых фотографий и в конечном итоге обнаружил кучу старых кадров из фильмов, на многих из которых стояли штампы основанной в 1930-ых кинопродюсерской и дистрибьюторской компании «British, Burma Film co., ltd – Rangoon». Хотя многие изображение были проштампованы, ни на одном не стояло даты, что сделало их идентификацию довольно непростым занятием.
Кадр из картины жанра, который в те времена назывался «трюковой фильм»
Первый фильм, сделанный в Мьянме, был немым, назывался «Миитта нит атуяр» («Любовь и выпивки») и вышел в 1920 году. Сюжет рассказывал про азартные игры, алкоголь и разрушение. Позже, в 1930-ых, британцы начали цензурировать фильмы с таким содержанием.
«Но что за блеск я вижу на балконе?» Классическая сцена из второго акта «Ромео и Джульетты» с бирманским колоритом в том, что касается выбора гардероба и, вероятно, самого диалога тоже. На кадре стоит штамп с печатью British Burma Film co и, судя по декорациям, на нём изображена сценическая постановка.
В 1941 японцы разбомбили большинство кинотеатров, а во время оккупации производство фильмов было остановлено, поэтому кинокомпании а актёры переключились на театральные постановки. Из-за невозможности приобретения киноплёнки был предпринята попытка сохранить бесценные запасы, закопав их. Но высокие температуры привели к порче плёнки.
Печать «British Burma Film co» на задней стороне одного из снимков.
В 1946 году кинопроизводство запустилось снова, но столь необходимые дополнительные запасы плёнки, новое оборудование и технические специалисты появились только в начале 1950-ых, их привозили представили крупных международных студий, таких как Universal. 1950-ые считаются золотым веком кинематографа Мьянмы. Современнейшие студии, такие как A1, привлекали проекты из соседнего Таиланда, и даже тогдашний президент У Ну участвовал в написании сценариев в 1953.
Лучник в сцене, которая вполне может быть местным взглядом на историю Экалавьи
С образованием Революционного совета в 1962 году ситуация в местной киноиндустрии начала меняться. Хотя, как пишут LA Time, «на цензоров можно было повлиять с помощью “чайных денег” – и индустрия оставалось сравнительно свободной до середины 1970-ых», после «реформации» социалистического режима чиновники стали настаивать на том, что все фильмы должны пропагандировать идеи социализма. Это, очевидно, сильно ограничило спектр тем, к которым могли обращаться кинематографисты.
Абсурдные указы, такие как решение 1982 года о том, что актёры должны одновременно работать над тремя фильмами, и дальше загоняли в могилу и без того задыхающуюся индустрию. После продемократических протестов 1988 года, в которых принимали участие многие актёры и режиссёры, власти начинают регулярно запрещать фильмы из-за подбора актёров или саундтрека. Чтобы избежать необходимости утверждать сценарии, режиссёры стали снимать фильмы сразу для выхода на CD, а позже – на DVD.
Это, вместе с растущей популярностью пиратских копий иностранных фильмов, окончательно решило судьбу индустрии и стало причиной огромного оттока посетителей из кинотеатров. Цены на землю взмыли до заоблачных высот, что предсказуемо привело к сносу старых «автономных» кинотеатров, дабы освободить площади для строительства поспешно возводимых бизнес-центров. К 2011 году число кинотеатров по всей стране сократилось с 244 в период расцвета отрасли до 71. С тех пор снесли ещё несколько в месте известном как «Киноулица» в Янгоне.
Современная киноиндустрия фокусируется в основном на телефильма и сериалах и очень редко выпускает картины для кинопроката. Тем не менее, есть надежда, что такие инициативы как Янгонская киношкола и различные организации, содействующие развитию медиа и искусств, помогут бирманскому кино снова вырасти.
Многие фотографии из коллекции изображают вот такой вот «почти поцелуй» на разных стадиях близости, но никогда дело не доходит до объятий в голливудском стиле.
Чуть ближе...
Сельская сцена
Хозяин магазина сказал мне, что она была очень известна, но имени назвать не смог... Ресницы и причёска указывают на 60-ые, возможно, Хин Тан Ну.
Смешение выражений лиц в, кажется, сцене из сельской жизни.
Два портрета актёров
Семейная сцена, откуда – неизвестно, но похоже, что откуда-то из 1950-ых
Автор: Седрик Арнольд