Искусство Таиланда: Маска хона из папье-маше

Происхождение

«Рамаяна» является одной из величайших эпических поэм индуизма, для которого она значит столько же, сколько «Илиада» для западной цивилизации. Авторство этого литературного произведения приписывают Вальмики, индийскому мудрецу, который, вероятно, составил его между 500 и 100 годами до нашей эры. Во времена царства Аюттхая (1351 – 1767) поэма была переведена с санскрита на тайский и стала известна в Таиланде под названием «Рамакиен». Однако все версии произведения, созданные в тот период, были уничтожены в 1767, когда царство Аюттхая было разграблено бирманской армией. Новая версия была собрана лишь тридцатью годами позже под руководством короля Рамы I.

«Рамаяна» переводится с санскрита как «Путешествие Рамы». Поэма повествует о приключениях принца Рамы, который пытается спасти свою жену Ситу, похищенную демоном по имени Равана (Токсакан). Сюжет начинается с описания Рамы как юноши из королевства Айодхью и его встречи с принцессой Ситой, в которую он безумно влюбляется. Рама вынужден отправиться в изгнание вместе с принцессой, и к нему присоединяется его брат Лакшмана. После похищения Ситы Рама отправляется на поиски Ланка, города гигантов, где её держат в плену. Во время путешествия Раме помогает озорная обезьяна Хануман, предложивший Раме содействие и защищавший его от опасности. После множества неожиданных событий и великой эпической битвы двое влюблённых воссоединяются, и их соединяет браком сам Шива.

«Рамакиен» является неотъемлемой частью тайской культуры и находит своё выражение в местных литературе, театре, а также в популярной культуре. Персонажи и сцены, от самых комичных до самых глупых, отлично известны всем тайцам. Много музыкальных и танцевальных номеров, спектаклей и произведений искусства содержат отсылки – как правило, прямые – к «Рамакиену».

После перевода на тайский «Рамакиен» становился предметом великого множества графических и театральных изображений. К сожалению, из периода Аюттхая ничего не сохранилось, так как город был уничтожен бирманцами. Однако когда новая столица была восстановлена, цари из династии Чакри быстро заказал множество иллюстрация из «Рамакиена», который считался объединяющей силой в тайской культуре. Кроме того, цари зарождающейся династии Чакри не случайно назвали своё царство «Рама». Рама, бывший аватаром Вишну, и потому имевший божественное происхождение, также переживший множество испытаний и невзгод, восстановил мир и стабильность в царстве, точно так же как и Чакри в период Раттанакосин.

Одна из иллюстраций, вошедших в историю, была создана Ватом Пхра Кео в Большом Дворце. Иконография, установленная этими фресками, созданными в конце XIX века, легла в основу последующих изображений из «Рамакиен» и до сих пор применяется в школах для иллюстрации поэмы. Оставаясь верным оригинальным сценам, Ватта допускал немало вольностей в своих рисунках, помня, что хотя традиции и важны, его рисункам также сужено развиваться

Маска хона из папье-маше

Тайская маска хона существуют с древнейших времён, с начала эпохи Ратанакосин, расцвет масок относится к эпохе короля Рамы VI, золотому периоду тайской истории, который характеризуется бурным развитием литературы и танцевального искусства. Головные уборы для хона и других тайских танцев считаются принадлежностью высшего класса, поэтому художники и простые люди почитают маску хона и никогда не перешагивают их и даже не проходят рядом просто так. И именно поэтому маски хона всегда ставят как можно выше.

Изготовление маски хона

В настоящее время художников, которые делают маски хона из папье-маше, осталось намного меньше, чем в прошлом. Согласно этой тенденции можно сказать, что число этих художников уменьшается по разным причинам. Основа любой маски хона, хоть короля демонов Токсакана, хоть отшельников, хоть обезьян или других мифических персонажей, опирается на глиняную модель. Как только глиняная модель высыхает, её аккуратно покрывают папье-маше, сделанным из рисовой бумаги Са, и выставляют сушиться на солнце. После этого маску из папье-маше разрезают напополам, снимают с глиняной модели и сшивают обратно. Папье-маше приклеивается на стежки, и маску оставляют сохнуть. Изготовитель маски выскребает поверхность папье-маше резаком до тех пор пока она не станет гладкой, а затем добавляет ещё один слой папье-маше. Как только он высохнет, затвердевший сок лакового дерева нагревается до состояния, когда он становится мягким и податливым и немедленного наносится на выступающие черты, такие как брови, уши и сложные головные уборы. Затем делается ещё один слой папье-маше, и лицо шлифуется наждачной бумагой. После этого с помощью кисточки на маске рисуют выделяющиеся линии. В зависимости от персонажа, которого изображает маска, блеска убору добавляют золотые листья и цветное стекло. Последним шагом является разукрашивание маски акриловыми красками. Если речь идёт о маске демона, к обеим сторонам рта присоединяются клыки из перламутровых раковин. Умелый мастер, как правило, одновременно работает над пятью или шестью масками, находящимися на разным этапах создания.

Тайский мастер-художник Самран Катежумронг

Самран Катежумронг унаследовал и поддерживает это бесценное искусство, благодаря своему происхождению. Но посвятил себя маскам хона, одной из десяти тайских форм искусства, отражающих тайскую идентичность, дабы оно продолжало быть сильным и устойчивым. Самран окончил Центр образования Карнжанаписес в Бангкоке по направлению «Краска и хон». Он является специалистом в масках хона и древних масках хона средних и больших размеров, и множество людей поддерживают его и его творчество.