Северный Таиланд является домом для интересных и ярких этнических меньшинств, известных как горные племена. Они играют важную роль для местного туризма: вы можете просто посетить или набрести во время похода на одну из многочисленных деревушек, где вас с радостью примут. Так как подавляющее большинство местного населения живёт бедно и кормится одним только сельским хозяйством, то здесь ценятся любые возможности для обогащения.
Большинство горных племен мигрировали сюда в течение последних ста лет из внутренних районов Азии и во многом сохранили свои традиционные уклады, что делает их увлекательным объектом для культурного исследования. Они предпочитают жить выше 1000 метров над уровнем море и скрываются от внешнего мира.
Существует семь обширных групп горных племён: карены, лаху, хмонги, лису, акха, мьены и падаунги. Однако внутри этих групп есть подгруппы и отдельные кланы, которые ещё сильнее их сегментируют. Каждое горное племя (а иногда и многочисленные подгруппы в рамках единого горного племени) имеет собственные обычаи, язык, одежду и религиозные верования. Например, зелёные хмонги и белые хмонги говорят на разных и даже не слишком похожих диалектах и одеваются по-разному. Горные племена лучше всего известны благодаря своим ярким и уникальным национальным повседневным костюмам.
Большая часть горных племен, живущих в отдаленных горных районах, практикуют натуральное хозяйство. До 1950-ых их почти не трогали, но затем увеличение их числа, крайняя бедность, безгосударственность и угроза восстания вынудили правительство сформировать Национальные комитет по делам горных племён.
Выращивание опия было основным источником дохода для многих горных племён, и власти трудились не покладая рук, чтобы искоренить его и заменить на производство других коммерчески выгодных плодовоовощных культур, вроде капусты и фруктов. Это весьма успешная программа, известная как Королевский проект, была инициирована его величеством королём Рамой IX и получила высокие оценки на международном уровне.
Однако, как и в случае с любыми группами меньшинств, горные племена сталкиваются с проблемами гражданства, соответствия основной линии тайского общества и утрачивания народных обычаев и языков. Кроме того, их местоположение в центре региона вдоль границы с Мьянмой, печально известного благодаря наркотраффику, часто ставит горные племена в уязвимое положение. С этими сложными вопросами сталкиваются как люди из горных племён, так и власти Таиланда.
Карены
Население: около 300 000
Происхождение: Мьянма
Это самая крупная группа меньшинств, многие из народа карен были обращены в христианство миссионерами, но некоторые племена до сих пор остаются приверженцами анимизма или практикуют буддизм. Карены делятся на три основные подгруппы: белые карены или сгав, черные карены или пго и красные карены или кая.
Представители народа каренов носят тканые туники различных естественных цветов с v-образным вырезом и тюрбаны. Незамужние женщины надевают особые длинные белые туники с v-образным вырезом. Карены живут в низинных районах, занимаются сельским хозяйством, в том числе выращиванием риса. Кроме того, они искусные ткачи и с большим вниманием, чем остальные горные племена, относятся к окружающей среде – практикуют севооборот, тем самым сохраняя лес.
Хмонги
Население: около 124 000
Происхождение: Юньнань
Вторая по величине группа горных племён, которую иногда называют мео. По большей части они анимисты и известны благодаря своей замысловатой вышивке, а также яростной тяге к независимости и склонности к кочевому образу жизни. В 1970-ых в Таиланде они были на стороне повстанцев-коммунистов, в то время как лаосские хмонги поддерживали США во время воин во Вьетнаме и Лаосе – причём в обоих случаях они стремились к самоопределению.
Хмонги подразделяются на белых хмонгов и зеленых хмонгов. В Таиланде зеленых хмонгов можно встретить значительно чаще, их женщины носят очень плотно плиссированные и богато вышитые юбки. Мужчины предпочитают мешковатые черные брюки с различными уровнями яркой вышивки вдоль манжет и швов.
Хмонги поселились в провинции Чианг Май, и их деревни можно посетить около Дои Сутеп и Дойинтанон. Наследование у них идёт по мужской линии, а многоженство широко распространено.
Лаху
Население: около 73 000
Происхождение: Юньнань, Мьянма
Лаху, также известные как музор, сосредоточены вблизи границы с Бирмой и делятся на пять подгрупп: красные лаху, жёлтые лаху, чёрные лаху, белые лаху и лаху шелег. Чёрные лаху – самая большая подгруппа, составляющая около 80 процентов всего населения лаху. Женщины носят очень характерные чёрные и красные рубашки и юбки, а мужчины – мешковатые зелёные или синие штаны. Они имеют репутацию превосходных охотников и живут выращиванием овощей, причём некоторые увеличивают свой скудный доход за счёт производства опиума.
Акха
Население: около 50 000
Происхождение: Тибет, Мьянма
Акха среди самых угнетённых и бедных горных племён, противящихся ассимиляции в главенству тайской культуры. При этом они являются самым интересным и ярким горным племенем, и найти их довольно легко, в частности, в провинции Чианг Рай, где многие из них проживают. Многие деревни были обращены в христианство, хотя некоторые осуждают это явление как ослабляющее исконную культуру акха.
У акха есть совершенно уникальная и богатая устная литературная традиция, в рамках которой они могут называть своих предков в бесчисленных поколениях. Акха пришли в Таиланд в начале XX века, в основном из-за того, что их преследовали в Бирме. Женщины носят очень простые крашенные рубашки цвета индиго, с нашитыми разнообразными красивыми мелочами, такими как монеты, бусы, раковины и т.д. Женщин также очень выделяют богато украшенные серебром головные уборы, и многих из них можно увидеть на ночном базаре, торгующих вразнос сложными серебряными украшениями. Каждый год у акха проходит уникальный «фестиваль качелей». Кроме того, опиум все еще популярен у этого племени.
Мьены
Население: около 40 000
Происхождение: Центральный Китай
Также известны как Яо, являются дальними языковыми родственниками хмонгов и происходят из Китая. Из-за этого многие представители старшего поколения мьенов умеют ещё писать по-китайски, и у множества есть характерные китайские черты лица. Будучи самой маленькой группой, мьены живут в глухих деревнях, по большей части в районе Чианг Рай и Нан. Женщины носят длинны чёрные рубашки, украшенные помпонами. Мьены умелые вышивальщики и ювелиры, работающие с серебром.
Лису
Население: около 28 000
Происхождение: Тибет, Юньнань
Женщины лису выделяются своими ярко раскрашенными туниками, которые носят поверх длинных штанов; некоторые представители старшего поколения продолжают носить на головах тюрбаны с кисточками. Проживая в деревнях, расположенных выше 1000 метров над уровнем моря, они держат скот и выращивают кукурузу и овощи. В отличие от других горных племен, лису обычно не живут в домах на сваях. И мужчины, и женщины лису считаются одними из наиболее красивых и физически привлекательных среди всех горных племён и нередко женятся и выходят замуж за представителей других народов.
Падаунги
Население: незначительное
Происхождение: Таиланд
Падаунги являются подгруппой народа шанов, которые не совсем верно считать меньшинством, так как его представители всегда занимали земли на северо-западе Таиланда и штат Шан в Мьянме. Шаны говорят на диалекте, похожим на тайский язык, и даже известны под именем Тай Яй, будучи ассимилированными в тайскую культуру.
Поселения падаунгов существуют в провинции Мэхонгсон. Падаунги привлекают множество любопытных гостей из-за их длинношеих женщин. Традиция украшать женщин, добавляя медные кольца на их шеи, сохраняется у них повсеместно для привлечения туристов. Хотя внешне и кажется, что шеи жестоко удлиненны, на самом деле это процедура скорее опускает ключицы, чем действительно растягивает и ослабляет шею.
Существуют и ещё меньшие племена, с которыми вы вряд ли познакомитесь в рамках популярных туристических туров; однако исторически они играют важную роль в этом регионе. Луа были коренными жителями Северного Таиланда. Они говорят на мон-кхмерском языке, что отличает их от других горных племён, которые, в основном, общаются на тибето-бирманских языках. Их деревни куда сильнее изолированы по сравнению с другими горными племенами и шансов встретиться с ними куда меньше. Тем не менее, на границе Чианг Май и Мае Хонг Сон вы можете увидеть идущих на рынок женщин с ожерельями из множества крошечных оранжевых бусинок.
Авторы фотографий: Ания Блазиевская, Дэйв Стамбулис, Стивен Гутал.