Потерянные царства древней Юго-Восточной Азии

Отделение азиатского искусства имени Флоренс и Герберта Ирвинга в музее Метрополитан в Нью-Йорке является домом для одной из самых обширных и полных коллекций азиатского искусства на всём Западе. Оно может похвастаться наличием более 35 000 экспонатов, от картин и гравюр и до предметов металлообработки и керамики, время создания которых простирается от третьего тысячелетия до нашей эры до XXI века. Однако главная весенняя выставка 2014 года под названием «Потерянные царства: Индо-буддистская скульптура древней Юго-Восточной Азии V-VIII веков», обязана своим появлением множеству выдающихся экспонатов, предоставленных музеями со всего света.

Бодхисаттва Авалокитешвара. Южный Вьетнам, середина VII века, песчаник, 115x41x21

С 14 по 27 июля 2014 года галерея Тиш Метрополитана выставляла национальные сокровища ряда стран Юго-Восточной Азии, а также европейских музеев: произведения из своих коллекций предоставили национальные музеи Камбоджи, Вьетнама, Таиланда, Малайзии и Мьянмы, парижский Гиме и крупнейшие галереи Великобритании и США также не поскупились. Некоторые из экспонатов никогда прежде не выезжали за пределы своих стран, а правительство Мьянмы подписало своё первое в истории международное соглашение о предоставлении экспонатов, чтобы национальные сокровища их страны могли стать частью экспозиции.

По словам Томаса П. Кэмпбелла, руководителя и исполнительного директора музея Метрополитан, в наше время выставки редко демонстрируют такой объем ранее неизвестного публике материала, да ещё и такого огромного значения. И всё же до недавнего времени очень мало было известно об индуистских и буддистских царствах (чья самобытность, а нередко и само существование, стали достоянием общественности только в XX веке), которые процветали в Юго-Восточной Азии с начала V и до IX века.

Несмотря на повышенный интерес Запада ко всему региону, древнее искусство Юго-Восточной Азии лишь недавно стало цениться за свою оригинальность и эстетическую мощь. Свежие раскопки и исследования на местах позволили учёным пересмотреть местные культурные и социальные особенности. В настоящее время Юго-Восточную Азию рассматривают наряду с Индией и Китаем как регион с богатыми художественными традициями и стилями, а также как источник некоторых из самых сильных образцов индо-буддийского искусства.

«Потерянные царства» — первая выставка, представившая недавно найденные произведения религиозного искусства, созданные в Юго-Восточной Азии много столетий назад. Здесь демонстрировались художественные и культурные достижения индуистских и буддистских царств на примере недавно открытых архитектурных и скульптурных реликвий. Организаторы выставки использовала эти произведения, а также сами скульптурные традиции ранее неизвестных древних государств как призму, через которую можно рассмотреть первое тысячелетие истории Юго-Восточной Азии. Выставка была разбита на семь тематических секций, что позволило кураторам проследить внутренние связи по всему региону, а также отметить основные факторы, сформировавшие его культурную самобытность.

Ганеша. Центральный Вьетнам, конец VII - VIII в.в., песчаник, 96x48,5x33

Выставка проследила эволюцию как материковой, так и островной скульптуры Юго-Восточной Азии, начиная с раннего влияния индийских и западных заимствований, через внедрение буддизма и индуизма, и до формирования самобытного буддистского искусства в качестве выражения государственной идентичности и его распространения в новую эру азиатского интернационализма.

Всего на выставке можно было увидеть около 160 скульптур, связанных с известными культурами Пью, Фунань, Ченла, Чампа, Дваравати, Кедах и Шривиджая. Произведения представлены в диапазоне от рельефов и до надгробных стел с изящной росписью. Значительное количество экспонатов — памятники, и большинство из них вырезаны из камня, меньше произведений выполнены в бронзе, золоте, серебре, терракоте и штукатурке.

«Импорт» — это первая секция, и начальный кусок мозаики. Начиная с первой половины первого тысячелетия нашей эры, Юго-Восточная Азия проходила процесс «индианизации», усваивая и адаптируя индийские произведения и идеи. Могучие царства впитывали в себя аспекты индийской культуры, чтобы сформулировать политическое и религиозное выражение их собственной идентичности. В этом разделе были представлены редкие примеры сохранившихся произведений искусства и других объектов из Индии и с более далёкого Запада, которые были найдены в Юго-Восточной Азии. Эти экзотические экспонаты служили образцами для местных художников, получавших заказы на создание собственных произведений в духе новых религий индуизма и буддизма. Экспозиция демонстрирует разнообразие откликов государств Юго-Восточной Азии на индийские идеи и религиозные идеологии.

Культурное наследие Юго-Восточной Азии говорит о её тесных связях с Индией; созданные там произведения являются свидетельством художественного диалога между двумя регионами. Именно через свою большую любовь к средневековой Индии Джон Гай (куратор отделения искусства Южной и Юго-Восточной Азии в отделе азиатского искусства в Метраполитане) пришёл к искусству Юго-Восточной Азии: «Так меня затянуло в этот индо-буддийский мир с его порой симбиотическими отношениями с иной художественной традицией».

Появление индуизма и буддизма не означало исчезновения всякой иной духовности: местные традиции и укоренённые в Юго-Восточной Азии идеи выжили и весьма заметны в произведениях, которые были представленных в Метрополитане. Другая секция выставки представляет экспонаты, демонстрирующие сохранение культов природы в индо-буддийской период. На самом деле, в значительной степени благодаря восприимчивости уже существовавшей в Юго-Восточной Азии системы верований и сильным местным традициям, привнесённые извне индийские религиозные идеологии оказались столь успешно восприняты в данном регионе. «Культы природы» исследуют местных духов и богов, а также место, которое они заняли среди новых систем верований.

Будда. Центральный Таиланд, первая половина VII века, песчаник

Изначально две индийских религии, брахманизм и буддизм, были завезены в Юго-Восточную Азию купцами и торговцами. Позже как брахманские жрецы, так и буддийские монахи служили духовными и светскими советниками у местных правителей и способствовали распространению индийских верований. По словам Гая, индийская идеология предоставляла местным вождям «культурный багаж, который давал им возможность повысить свой статус и укрепить власть в качестве правителей развивающихся царств». Выставка также отметила достижения скульпторов Юго-Восточной Азии V-VIII веков, чьи покровители — формирующиеся элиты — были восприимчивы к индийским идеям и образам, активно продвигавшимся в регионе.

На выставке был представлен их обобщённый отклик на эти идеи и образы, которые стали источником богатой стилистической индивидуальности и художественной традиции. Каждое царство отвечало на такой «импорт» в меру собственных художественных наклонностей, а результат отразил культурное разнообразия региона. Здесь восприняли индийскую художественную образность, но сильно преобразовали в собственном стиле и изменили, чтобы использовать в собственных общественных и политических целях.

«Прибытие буддизма» откровенно исследует ранние проявления буддистской веры в Юго-Восточной Азии. В этой секции содержались бесценные предметы V или VI века, найденные в уникальной палате реликтов в стенах древнего города Пью под названием Шри Кшетра в центре Мьянмы. Здесь же был представлен ряд изображений Будды в натуральную величину — из Мьянмы, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама, — что показывает универсальность послания Будды, выраженного в характерных региональных стилях. Среди других шедевров выставки и «Предлагающий защиту» Будда VI века.

В соответствии с традициями индуистского и буддистского искусства Индии, многие произведения из Юго-Восточной Азии, представленные на выставке, имеют сильную повествовательную составляющую. Как объясняет Гай, они, как правило, ссылаются либо на известные индийские мифы, исследую легенды о сотворении, либо на аллегорические буддистские истории-джатаки. Гай отмечает один особенно замечательный экспонат: кхмерскую притолоку VII века. На ней изображена церемония посвящения царя , что делает её, по словам Гая, «уникальным свидетельством принятия индийского ритуала в контексте царских семей Юго-Восточной Азии».

Восприимчивость самых ранних из известных правителей государств Юго-Восточной Азии в отношении индуизма, ярко иллюстрирует «Вишну и его аватары». Приняв Вишну в качестве идеальной модели божественного царя, эти правители посвятили божеству множество храмов. Подборка масштабных скульптур из таких вот святилищ была представлена на выставке.

«Мир Шивы» представляет другой культ, посвященный Шиве, дающему всеохватывающую защиту. На первый план здесь выступают кхмерские художники, выработавшие новые формы выражения личности Шивы, не известные в Индии. Деви, такие как супруга Шивы Ума, являются другим ключевым моментом. Уникальный в плане своего поразительного натурализма портрет, вероятно, изображает умершую кхмерскую королеву первой половины VII века.

Буддистское искусство использовалось не только для выражение религиозно-духовного направления движения общества, но и в качестве обозначения государственной идентичности. «Государственное искусство» концентрирует внимание на произведениях, заказанных правителями-монами царства Дваравати, что располагалось в центральном Таиланде. В этой секции выставлялись самые монументальные экспонаты выставки. Она включала несколько огромных статуй стоящего Будды из песчаника, священные колёса закона Будды и стелы, изображающие истории из прошлых и настоящей жизней Будды.

Последняя секция выставки «Культы Спасителя» посвящена культу Бодхисаттв, буддистских спасителей, и их распространению в Юго-Восточной Азии. Эта традиция началась в Индии, но независимо развивалась в других частях Азии, где выработались собственные культовые образы и общий иконографический язык. Голова медитирующего Будды, терракотовая скульптура из царства Дваравати, созданная с VII веке, создаёт возвышенное представление о буддистской медитации. Авалокитешвара, скульптура конца VII века, найденная во Вьетнаме в дельте реки Меконг в 1920-ых, считается одним из самых прекрасных во всей Юго-Восточной Азии изображений буддистского понимания сострадания.

Голова медитирующего Будды. Центральный Таиланд, IX век, терракота, высота 17 см, ширина 15 см

Выставка рассматривает распространение религии по царства посредством международных торговых путей. В конце VIII века религиозные идеи, обряды и образы широко распространились, что привело к появлению общего визуального языка в распоряжения буддизма Махаяны — началась новая эпоха азиатского интернационализма. Общие религии — буддизм и индуизм — стали одним из путей сближения различных азиатских культур: отличающиеся по ряду параметров, многие их произведения сходны в форме и иконографии из-за общих религиозных корней.

Джон Гай подчёркивает, что хотя следы ранних царств Юго-Восточной Азии и отражают отчасти современную политическую карту, цель выставки заключается в повышении уровня информированности и понимания древности региона и его наследия — не обязательно его будущего. Задача выставки — сообщить общественности о вкладе ранних царств в азиатскую и более того – мировую культуру. Как отметил Гай, города середины первого тысячелетия в материковой Юго-Восточной Азии, судя по их культурно-религиозному наследию, вероятно, были настолько же большими и развитыми, как и европейские.

«Потерянные царства» использовали массу сохранившихся произведений раннего религиозного искусства из этих ранее непризнанных царств, чтобы исследовать их культуру и донести до широкой публики их названия и репутацию. Каталог выставки, представленный Гаем, включает пояснительные тексты, составленные командой специалистов в данной области. В нём имеются фото экспонатов в местах их обнаружения, а также карты и глоссарий топонимов для придания географического контекста. Каталог, изданный Метрополитан-музеем и распространяемый Yale University Press, без сомнения уже сам по себе станет бесценным источником и «водоразделом» в изучении художественного и культурного наследия Юго-Восточной Азии.

Метрополитан собирал предметы азиатского искусства с конца XIX века, и на данный момент коллекция музея охватывает множество разнородных традиций и культур, что существуют на континенте. «Потерянные царства» считаются инновационными отчасти потому, что включают такой широкий спектр привозных экспонатов, отчасти потому, что это первая выставка, исследующая скульптурные произведения, созданные в самых ранних известных царствах Юго-Восточной Азии. Выставка является ярким свидетельством выгоды межкультурного обмена и международного художественного партнёрства – как недавнего, так и существовавшего в далёком прошлом.