Бангкокский художественный и культурный центр

Хотя многие сравнивали новейший и самый грандиозный художественный музей тайской столицы, соответствующий самым высоким международным стандартам, с музеем Гуггенхайма, но на деле общего с нью-йоркской модернистской достопримечательностью архитектора Фрэнка Ллойда Райта их роднит не многое, разве что похожий на штопор восходящий скат. Бангкокский художественный и культурный центр (БХКЦ), где в летнее время постоянно действует выставка фотографий принцессы Сриндхорн, является результатом десяти лет лоббирования со стороны тайского сообщества ценителей современного искусства.

Как и многие другие государственные культурные учреждения в Юго-восточной Азии, построенные в последние годы, БХКЦ был задуман и спланирован как развлекательное арт-пространство. Центр частично финансируется за счёт бюджета городской администрацией Бангкока, но вместе с тем предполагалось, что он будет приносить и дополнительный доход за счёт размещения организаций розничной торговли на его площадях. По этой причине бангкокская архитектурная фирма «Роберт Боуей и партнёры», в соответствии с техзаданием, возвела сооружение, которое больше напоминает торговый центр (пусть и весьма шикарный) с десятками магазинов на нижних (более доступных) этажах, многоуровневой подземной парковкой и центральным атриумом. Определённо, некая двусмысленность в вопросе предназначении здания имеет место быть, но надо иметь в виду, что БХКЦ полностью занимает угол одного из важнейших деловых перекрёстков центрального Бангкока и органично интегрируется в местный кластер высококлассных торговых центров (таких, например, как Siam Discovery и Paragon), которые связывает станция надземного метро «Национальный Стадион BTS». Исполняющий обязанности директора Центра Чатвичай Промадхаттаведи рассказывает: «Чтобы выживать в финансовом плане, нам просто необходим доход, получаемый от разнообразных розничных магазинов, но нам так же важно поддерживать интерес публики после того как восторг новизны пройдёт. Чтобы люди возвращались к нам снова и снова, нам приходится быть универсальным заведением: удобным местом для встреч, куда можно сходить за покупками или перекусить, в той же степени, в которой и учреждением, имеющим дело с высокой культурой. Мы должны стремиться предоставлять что-то для всех, а не только для городской элиты». Впрочем, пока что торговые места себя не оправдывают, не принося ожидаемого дохода.

Многие бангкокские ценители высокой культуры не только критикуют непримечательную архитектуру здания, но и испытывают смешанные чувства в отношении «гибридной» природы Центра — их беспокоит, что его основная миссия в качестве музея будет размыта из-за ощутимой коммерческой составляющей. Так вскоре после открытия несколько десятков торговых площадей на нижних этажах пустовали, и в то же время (и, вероятно, по этой причине) не была ни составлена чёткая культурная программа, ни назначен постоянный куратор. Один из тайских журналистов, посетивших открытие первой выставки современного искусства в БХКЦ в сентябре 2008 сказал: «Такое впечатление, будто десять лет борьбы, через которые нам пришлось пройти, чтобы открыть это место, настолько всех истощили, что даже директора Центра теперь чувствуют вялость и неуверенность».

Несмотря на первоначальные «проблемы роста», многие чувствуют, что более 4000 квадратных метров выставочной площади БХКЦ стоили ожидания, и надеются, что со времени Центр сможет бросить вызов порочной тайской модели, в основе которой бюрократический застой и базовая коррупция. «Мы долго этого ждали. Теперь, когда у нас есть инфраструктура, мы должны сосредоточиться на программах и нашей политике, чтобы заставить Центр развиваться», — говорит фотограф Манит Шриваничипоом, один из художников-активистов, сыгравших ключевую роль в кампании по организации нового арт-пространства, а ныне – член правлении БХКЦ.

Хотя новое здание и было открыто для публики в течение нескольких месяцев до первой большой выставки, но именно она ярко обозначила появление нового арт-пространства в тайской культурной жизни. 23 сентября 2008 года под патронажем принцессы Убол Ратаны в Центре открылась одна из крупнейших экспозиций современного искусства, в Таиланде (или где бы то ни было). Из-за его размаха и крайне авторитетной команды кураторов уже второе, по сути, мероприятие Центра под названием «Следы сиамской улыбки: Искусство + Вер + Политика + Любовь» местная пресса окрестила как «ознаменовавшее открытие БХКЦ».

Пьер и Жиль, «Прекрасный боксёр» (2004)

Выставка «Следы сиамской улыбки: Искусство + Вер + Политика + Любовь», проходившая в течение двух месяцев (до 26 ноября 2008), была организованная несколькими профессионалами в сфере искусства из числа самых уважаемых в Таиланде. Среди них и профессор Апинан Пошянанда — председатель совета БХКЦ и всемирно известный куратор, который в настоящее время возглавляет Управление современного искусства и культуры при тайском Министерстве культуры. Сиамская улыбка — весьма удобная для наблюдения обозначенная кураторами тема выставки. Также улыбка, воплощающая уникальный тайский парадокс, представляет собой и подходящий мотив для пристального исследования. «Сиамская улыбка» — это клише национальной туристической отрасли, которое в последние десятилетия неоднократно использовали современные художники для критики жизненной позиции тайцев, которые отказываются от обычаев и образа жизни, а также их видения самих себя из-за пределов их собственных культурных границ.

На выставке было представлено более трёх сотен произведений тайского искусства: картин, рисунков, инсталляций, скульптур, фотографий и видео, а также имелась небольшая, но высококлассная подборка работ не-тайских мастеров. Справедливый вопрос: так уж необходимо было включать сюда не то чтобы великие произведения нескольких культовых западных, китайских, корейских и японских авторов ради простой улыбки? Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг, Пьер и Жиль, Юэ Миньцзюн, Фан Лицзюнь, Луиза Буржуа и другие фигуры сравнимого масштаба присутствуют здесь скорее как бренды, а не как действующие художники, их работы по большей части смотрятся нелепо на фоне тайского большинства. Исключения составляют Пьер и Жиль, фотомонтажи которых имеют непосредственное отношение к Таиланду, и Луиза Буржуа, чей невероятный стальной «Паук» 1996 года настолько красив и эффектен, что пришёлся бы ко двору где угодно. Впрочем, не считая этих исключений, весьма удивительно, что несмотря на широкое и всемерное признание мощи современного тайского искусства, для привлечения посетителей кураторы ощутили необходимость включения в экспозицию громких международных художников. Это отражает сложившуюся во всей Азии ситуацию: публика куда лучше знает и реагирует на иностранные имена, а не на местных мастеров.

Но если отставить в сторону социологические наблюдения, как же оценивались и отбирались произведения? Выставка без сомнения войдёт в историю как уникальное собрание тайского современного искусства, охватывающее период с первой четверти двадцатого века и до современности — никогда и никто прежде не собирал подобную экспозицию. В самом деле, «Следы сиамской улыбки» — это практически «Кто есть кто» современного и актуального тайского искусства, не считая одного ощутимого момента: отсутствия работ бангкокского концептуального художника Сутее Кунавичаянонта. Последний, будучи одним из самых значительных мастеров современности, не участвовал в экспозиции, так как являлся частью группы кураторов-организаторов.

Монтри Тоемсомбат, «Тайская свобода» (2008)

На выставке были представлены и некоторые из самых узнаваемых тайских образов последних двадцати лет: «Человек, восхищающийся тайским искусством» Монтиена Бунмы и его же «Плавящаяся пустота: Формы для разума» (не представлена в каталоге) 1999 года. Также присутствуют «Сиамские улыбки» 1995 года Чатчаи Пуипии, наряду с масштабной деконструкцией «Будда» Камина Лертчаипрасерта, сделанной из измельчённых тайских бумажных денег. Забавное и хлёсткое раннее видео Васана Ситтхикета высмеивает жадного потребителя. Ныне всемирно известный «Розовый человек» Манита Шриваничпоома появляется с патриотически настроенными школьниками, размахивающими флагами Таиланда. Вообще, флаг фигурирует в различных обличиях в работах Натее Утарита, Кании Чареонсупкула, Инга Канчанаванича, Монтри Тоемсомбата и Ноппачаи Унгкаватанапонга — эти художники говорят о значении тайской нации, а также достижениях и провалах националистической политики. Кроме того, «Следы сиамской улыбки» представляют ряд ключевых модернистов, среди которых почитаемые Сильпа Бхирашри (итальянец по происхождению, который, тем не менее, считается отцом тайского модернизма), Фуа Харибхитак и Тхаван Дучанее.

Бангкокский художественный и культурный центр на данный момент является единственным в столице Таиланда общественным музеем искусств, соответствующим международным стандартам, и он должен сыграть значимую роль на местной арт-сцене. Но только время покажет, сможет ли Центр соответствовать ожиданиям не только широкой публики, но и художников, которые с таким упорством боролись за его создание.